|
Чуйский тракт
|
Чуйский тракт - историческое название участка дороги от Бийска до Ташанты трассы М52, ведущей из Новосибирска в Монголию. Длина Чуйского тракта около 630 км.
Название происходит от названия реки Чуи, вдоль течения которой эта дорога и проходит.
Это самая главная дорога республики Алтай, которая прорезает ее всю с Северо-Запада на Юго-Восток.
Основные населенные пункты и достопримечательности на Чуйском тракте(километраж - это расстояние от Новосибирска):
364 км - город Бийск, здесь есть музей Чуйского тракта, в котором представлена история его строительства;
400 км - село Сростки, родина Василия Шукшина;
428 км - граница Алтайского края и Республики Алтай;
453 км - село Майма, в 5-ти км находится поворот на город Горно-Алтайск;
459 км - аэропорт Горно-Алтайска;
511 км - село Усть-Сема, отсюда идет ответвление на село Чемал и здесь находится мост через Катунь;
564 км - село Шебалино, районный центр и историческое место связанное с Чуйским трактом;
583 км - Семинский перевал, самый высокий на Чуйском тракте, на нем стоит памятник в честь 250-летия вхождения Алтая в состав России;
630 км - ответвление дороги на Усть-Кан, Усть-Коксу и Тюнгур;
652 км - село Онгудай, крупный районный центр;
659 км - перевал Чике-Таман, памятник природы республиканского значения;
722 км - село Иня, мост через Катунь;
732 км - стрелка (место слияния) Чуи и Катуни;
788 км - село Акташ, отсюда идет ответвление на Улаган и к южному берегу Телецкого озера;
825 км - село Курай, Курайская степь, с замечательным видом на Северо-Чуйский хребет;
867 км -
Чуйская степь
;
893 км - село Кош-Агач, крупный районный центр, от которого есть ответвления на
Джазатор и
плато Укок;
961 км - село Ташанта, пограничный переход с Монголией.
История строительства Чуйского тракта очень интересна. После присоединения Алтая к России во второй половине ХVIII века в эти земли первыми двинулись бийские купцы. В начале они строили свои склады в устье реки Сёмы,
затем бийский купец Шебалин построил новый склад дальше, теперь это село Шебалино. Приезжающие теленгиты покупали у них товары и, в свою очередь,
сами продавали их в монгольских стойбищах. Однако посредническая торговля теленгитов, дававшая им огромные доходы, длилась недолго. К началу XIX века русские купцы добираются
до Чуйской степи и строят свои склады на территории современного Кош-Агача. Весь XIX век торговля велась по колесной дороге до Онгудая, и далее по конной тропе до Кош-Агача. Конная тропа была очень тяжелой.
Она проходила по узким участкам вдоль Катуни и Чуи, которые на Алтае называются бомы и на них не могли разминуться конные караваны. Купцы осознавали необходимость хорошей дороги до Кош-Агача,
но построить ее своими силами, конечно, не могли.
В конце XIX века Российская империя основную торговлю с Китаем вела через Иркутск - Кяхту - Ургу (современный Улан-Батор). Но Алтайский маршрут через Кош-Агач был на 2000 верст короче, и Россия
решила строить дорогу в Монголию и далее в Китай через Кош-Агач.
В 1901-1903 годах построили колесную дорогу до Кош-Агача. Выделенных государственных средств на ее строительство не хватило
и достраивали ее русские купцы за свой счет. Из-за экономии при строительствек 1913 году старый Чуйский тракт пришел в негодность и возникла необходимость его улучшения.
В 1914 году начались изыскательские работы, которыми руководил техник Вячеслав Шишков, будущий писатель. По результатам его работы к концу 1916 г. были составлены схемы по участкам, определен примерный объем работ.
Анализ собранного материала показал, что направление дороги было выбрано неудачно и что гораздо более выгодно строить тракт по долине р. Катуни, чтобы обойти три трудных перевала и таким образом облегчить
строительство. Но революция и Гражданская война не дали возможности реализовать план дороги Шишкова.
В 1925 году, после ремонта участка дороги через перевал Чике-Таман, в Кош-Агач попадает первая машина.
В 1929-1930 гг. было начато строительство на всем протяжении правобережного направления тракта. В основу строительства лег проект В.Я. Шишкова. Строительство велось в очень сложных погодных условиях и во многих
местах вручную. Тем не менее, проехать по Чуйскому тракту было очень не просто, особенно трудны были понтонные переправы через Катунь и Бию.
Летом 1934 г. был достроен понтонный мост через Бию и состоялся первый автопробег Бийск - Кош-Агач.
В 1935 г. через Бию и Катунь в селе Усть-Сёма были построены деревянные мосты, а в селе Иня
был успешно построен первый в мире двухкабельный висячий мост - через р. Катунь, спроектированного инженером С.А. Цаплиным. Его можно увидеть и сегодня.
До и после ВОВ велись работы по спрямлению отдельных участков,
замене деревянных мостов и т.д.
В 1970-х годах были построены железобетонные мосты, появился асфальт.
Чуйский тракт полностью так и не был достроен, он перестраивается, улучшается и поныне.
Но труды всех строителей не пропали зря - в XXI веке Чуйский тракт вошел в десятку красивейших дорог мира по версии National Geographic
Чуйский тракт мы проезжаем в любом нашем туре.
В нашей фотогалерее смотрите
фотографии, Чуйского тракта.